Гран-при Испании: Трасса

Трасса и статистика

line3

shema

Историю испанского этапа Формулы 1 отличает довольно частая «смена прописки» гоночных соревнований. Первым в Испании проводился жаркий финал чемпионата 1951 года на трассе Педральбез. За первое место боролись Ferrari Альберто Аскари и Alfa Romeo Хуана-Мануэля Фанхио. Но фортуна улыбнулась именно Фанхио: ошибка с резиной стоила Скудерии Феррари титула. Позже национальный Гран-при вновь собрал болельщиков на трибунах автодрома Педральбес всего раз – в 1954 году. Повышение требований к безопасности на трассах Формулы после аварии в Ле Мане в 1955 году и несоответствие Педральбеса новым стандартам привело к его исключению из чемпионата.

В 1966 году в Каталонии закончилась реконструкция городского кольца Монжуик – новый автодром составил конкуренцию трассе Харама, находившейся в окрестностях Мадрида. В 1968-м на поворотах Харамы победа досталась Гремм Хиллу, но уже в 1969 борьба за титул велась в Монжуик-Парке. Примечательно, что из 14 стартовавших пилотов, финишную черту пересекли всего пять участников, а на наивысшей ступени пьедестала блистал Джеки Стюарт.

Несколько лет гонки проводили поочередно на обеих испанских трассах. Но история Моунжик-Парка завершилась в 1975-м. Из-за несоответствия защитных барьеров действующим стандартам безопасности не состоялась пятничная гонка: пилоты просто отказались вывести болиды на трассу. Решить проблему в короткий срок не представлялось возможным: в субботу был сокращен квалификационный заезд, но трагедии избежать не удалось. Авария Рольфа Штоммелена унесла жизни четырех человек, гонку остановили на тридцатом круге из семидесяти пяти запланированных, а гонщикам засчитали только половину очков.

Темпераментный каталонцы решили вернуть зрелищную Формулу 1, в октябре 1986-го создав совет, занимающийся проблемой постройки принципиально нового автодрома. Но их опередили южане – новая трасса была открыта в небольшом городке Херес-де-ла-Фронтера. Здесь пилоты боролись за кубок национального Гран-при с 1986 по 1990 год.

Однако каталонцы проявили настойчивость: правительство Каталонии, Королевский Автомобильный Клуб и местный муниципалитет выделили средства на покупку земли и строительство новой трассы в городке Монтмело на севере провинции Барселона. Работу начали в феврале 1989-го, а уже в начале сентября 1991-го была перерезана красная ленточка нового автодрома Circuit de Catalunya (Каталунья).

Соскучившимся болельщикам не пришлось долго ждать: первая гонка на Circuit de Catalunya состоялась десятого сентября того же года, через пять дней после официальной церемонии открытия. Правда, состязались кузовные машины, лучшим стал Луис Перес-Сала, бывший гонщик Формулы 1. А Королевская гонка вернулась двадцать девятого сентября того же года.

spaineSpace4

Прогрессивные технологии, высокое качество трассы и развитая инфраструктура обеспечили внесение комплекса в календарь регулярного чемпионата. Сейчас здесь проходят не только заезды Формулы 1 Гран-при Испании, а также гонки серий GP2, MotoGP, GT и другие. Благодаря мягкому зимнему климату и удобному географическому положению Circuit de Catalunya получил статус эргономичного по всем параметрам тестового европейского полигона.

Многие гонки Каталуньи вошли в историю Формулы 1. Одним из самых ярких моментов можно считать победу Пастора Мальдонадо в 2012-м. После исключения из протокола Льюиса Хемилтона, он выгодно стартовал с поул-позишн и привел Williams к победе, впервые после Гран-при Бразилии в 2004 году. Не обошлось и без казусов – незадолго после финиша в боксах Williams воспламенилось топливо. К счастью обошлось без жертв и серьезных потерь – пламя тушили сотрудники многих присутствующих команд. А потом еще и поделились с погорельцами недостающим оборудованием. Вот она – спортивная солидарность в действии!

В следующем сезоне из-за значительной абразивности асфальта Каталуньи, инженеры Pirelli предложили командам использовать адаптированный Hard в качестве основной «обуви». Как опционную «резину» рекомендуют Medium 2013 года с неизмененными характеристиками. Хотя разница уровня износа покрышек и скорости болида на покрытии Каталуньи может быть довольно ощутимой.

В тоже время эксперты не прогнозируют серьезных проблем с настройками машин, так как конструкторы, техники и гонщики отлично знакомы с трассой по тестовым заездам. Но большинство команд все же заявляют, что в Испании будут представлены серьезно доработанные болиды.

Вот что думает о данной арене Энтони Дэвидсон: «Я много времени провёл в Барселоне. Прежде мы часто работали здесь на тестах по ходу сезона, теперь команды обязательно включают трассу в зимнюю тестовую программу – она требовательна к аэродинамике и позволяет объективно судить об эффективности машин.

Гонщики хорошо знают Барселону. Когда вы приезжаете в первый раз, трасса оставляет вполне позитивные ощущения, но человек быстро ко всему привыкает, а когда год за годом вы проезжаете сотни кругов на одном автодроме, мало что может вас удивить. Знаете, утром, когда воздух ещё свеж, в районе 11-12 поворотов можно почувствовать запах шоколада – думаю, дело в том, что недалеко фабричный район, вероятно, одна из фабрик – кондитерская.

Несколько лет назад организаторы изменили конфигурацию последнего поворота. Прежде он был скоростным и выводил на главную прямую, теперь там связка из двух 90-градусных левого и правого поворотов с очень высоким поребриком. Допустив ошибку, вы не сможете эффективно разогнаться на прямой – круг испорчен. Теперь это скучный, медленный и сложный участок – прежняя конфигурация нравилась мне гораздо больше».

Добавить комментарий